«День Шуберта» в Дмитровской детской школе искусств


«Поэтичнейшим из музыкантов, которые когда-либо жили на свете» вошел в историю мировой культуры австрийский композитор Франц Шуберт. Между тем, в течение всей своей непродолжительной жизни (всего 31год!) Ф. Шуберт был олицетворением не понятого гения, так и не добившегося признания. Его богатейшее творческое наследие, насчитывающее 9 симфоний, 10 опер, около 50 инструментальных произведений и более 600 песен, в полной мере было открыто спустя годы после его смерти.

31 января исполнилось 220 лет со дня рождения великого композитора. Концерт, посвященный этой дате, в Дмитровской детской школе искусств запланировано провести в феврале. Но как в музыкальной школе умолчать непосредственный день рождения композитора, чьи произведения считаются сегодня подлинными образцами музыкальной классики? Совершенно неожиданную форму мероприятия предложила директор школы А.Н. Южакова – флешмоб, посвященный Шуберту. По задумке, ровно в 16-30, все классы школы открыли свои двери настежь, чтобы каждый желающий, проходя мимо них, мог убедиться: в этом месте проходит «День Шуберта», здесь поют или исполняют на самых разных инструментах его сочинения – те, которые вспомнились сегодня.

И вот, что удивительно: в школе «музыкальные волшебники» не живут, здесь только учатся на них, но чудо всё-таки случилось. Практически всё разнообразие тем и жанров шубертовского творчества нашло свой отзвук в мелодиях, раздававшихся из учебных классов. Понятно, что речь не идет о симфониях и операх. Но одно фортепианное сочинение крупной формы (в исполнении А.Н. Южаковой) – «Соната Ля Мажор», все же прозвучало: сначала заполнило мягкими обволакивающими звуками уютную классную комнату, а потом свободным потоком вырвалось в пространство школьного коридора и устремилось куда-то под своды фойе зрительного зала, словно взывая к аплодисментам.

Франц Шуберт – основоположник романтической фортепианной миниатюры, ритмический рисунок которой зачастую тесно связан с танцем. Эта часть его наследия – настоящий клад для музыкальных школ. Их с удовольствием в «День Шуберта» вспоминали и преподаватели, и ученики. Как мгновения меняющегося настроения прозвучали  «Аллегретто» и «Лендлер» в исполнении юных пианисток Маши Щербы (преподаватель И.Б. Любимова) и Саши Дик (Т.В. Галактионова), «Вальс си минор» – в исполнении преподавателей Т.А. Сауниной и Т.Н. Ульяновой. В фортепианном «Экспромте» Ф. Шуберта исполнительницу Н.А. Плесовских вело за собой нежно-лирическое чувство, у И.А Зубакиной  то же произведение обретало эмоционально-драматический накал. Лендлеры, экосезы, адажио, вальсы – по сути, танцевальные мелодии, закружили в своих ритмах скрипки, флейты, баяны и даже ударные инструменты. Поистине – настоящий флешмоб, в котором его участники – юные музыканты и их педагоги, сегодня на равных: Лена Голенкова, Ангелина Зайцева, Никита Носов, Эльвира Асеева, Леонид Дорофей, преподаватели О.И. Никитина, Т.В. Володченкова, Т.А. Зубова, Б.Д. Волков, В.И. Бурховецкий, А.Н. Буянов.

Разве мог состояться «День Шуберта» без вокала? Ведь именно Шуберт поднял  на невиданную до него высоту жанр песни. 600 поэтичных мелодий, вобравших в себя всю гамму человеческих чувств! Прикоснуться к возвышенной красоте шубертовской песни, ощутить ее изнутри предложила своим воспитанникам М.В. Долгова: группа девочек хора «Лира» исполнила мессу  "Sanctus"(концертмейстер Н.А. Плесовских). Руководители школьных хоров  сами выступили в роли солисток. «В путь» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» прозвучала в исполнении А.О. Оганисян, как ликующий гимн радости бытия (концертмейстер Е.В. Лозовик). С обаянием настоящей оперной певицы для своих первоклашек исполнила А.Д. Каримова шубертовскую «Серенаду» (концертмейстер И.А. Лапина).

Электронное пианино для искушенного музыканта и слушателя существует лишь как эпизодическая потребность, продиктованная обстоятельствами, но и оно, знающее шубертовские шедевры и умеющее их выдавать в эфир без участия самого пианиста, было вовлечено преподавателем Т.В. Ткаченко в действие дня.

Не так уж много есть на белом свете совершенных мелодий. Столь совершенных и прекрасных, что они знакомы практически всем. «Третью песнь Эллен» из вокального цикла «Дева озера», более известную как «Ave Maria» Ф. Шуберта, в этот день чарующе пела и уносила в поднебесье скрипка О,И. Никитиной (концертмейстер Е.В. Лозовик). На уроке музлитературы Е.В. Скворцовой «Ave Maria» слушали в записи. Завораживающий голос певицы Рене Флеминг не выпускал из своих объятий и после того, когда последние звуки мелодии умолкли в затаившем дыхание классе.

В переводе с английского  flash – вспышка. Флешмоб, посвященный Ф. Шуберту, в череде будней школы мелькнул, как яркая вспышка любви и признательности музыкальному гению.

Нелли Петрова, фото автора.

Интернет статистика

Яндекс.Метрика